Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных организациях независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности осуществляется согласно:

 - Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения (далее - Стандарт) (приказ МОН РК от 31 октября 2018 года №604);

- Типовым учебным планам дошкольного воспитания и обучения № 557 от 20 декабря 2012 года (с изменениями и дополнениями от 10 октября 2018 года №556);

- Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения (далее - Программа) (приказ МОН РК от 12 августа 2016 года №499 );

- Типовым правилам деятельности дошкольных организаций (приказ МОН РК от 30 октября 2018 года №595).

Стандартом определены требования к уровню подготовки детей дошкольного возраста, содержанию дошкольного воспитания и обучения и максимальному объему учебной нагрузки.

Содержание дошкольного воспитания и обучения основывается на образовательных областях «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум», ориентированных на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и интеграции содержания образовательных областей.

Образовательная область "Здоровье".

Образовательная область "Здоровье" направлена на развитие физических качеств, совершенствование основных видов движений, формирование двигательных навыков, организацию и проведение различных подвижных игр, выполнение спортивных упражнений (катание на санках, лыжах, велосипеде, плавание); знакомство с элементами спортивных игр (футбол, баскетбол, бадминтон и др.).

Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка; формирование навыков безопасного поведения в быту, на улице, в условиях природы и обогащение двигательного опыта детей через совершенствование основных движений, совершенствование у воспитанников потребности в двигательной активности, используя творческие, познавательные и речевые способности.

Организованная учебная деятельность в образовательной области "Здоровье":

  • физическая культура;
  • основы безопасного поведения.

Образовательная область "Коммуникация".

Образовательная область "Коммуникация" включает развитие устной и связной речи детей в различных формах и видах детской деятельности, творческой речевой деятельности, воспитание звуковой культуры речи, обогащение активного словаря, формирование грамматической стороны речи, развитие знакомства с детской литературой, выразительное чтение и пересказывание, развитие государственного, русского, английского и других языков.

Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми, внимания, интереса к слову, детской литературе.

Организованная учебная деятельность в образовательной области "Коммуникация":

  • развитие речи;
  • художественная литература;
  • основы грамоты;
  • казахский язык (в группах с русским языком обучения), русский язык (в группах с казахским языком обучения) и один из иностранных языков;
  • драма.

Образовательная область "Познание".

Образовательная область "Познание" включает формирование элементарных математических представлений: совершенствование представлений о множестве, навыки количественного счета, формирование представлений о геометрических фигурах, ориентировка в пространстве и времени; конструирование из строительного, природного и бросового материалов и деталей конструктора; расширение знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы, знание о сезонных явлениях, расширение знаний о растениях, представлений о социокультурных ценностях казахского и других народов, традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы.

Организованная учебная деятельность в образовательной области "Познание":

  • формирование элементарных математических представлений, сенсорика в группах ясельного возраста (от 1 года до 3 лет);
  • конструирование;
  • естествознание.

Образовательная область "Творчество".

Образовательная область "Творчество" включает рисование; лепку, аппликацию, развитие восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, произведений отечественных композиторов, национальных музыкальных инструментов, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Организованная учебная деятельность в образовательной области "Творчество":

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • музыка.

Образовательная область "Социум".

Образовательная область "Социум" включает в себя усвоение нравственных норм поведения в обществе, а также общечеловеческих ценностей, умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками; умение быть самостоятельным, отвечать за свои поступки, целенаправленности и регулирования своих действий; развитие нравственных качеств: отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения к своим родным и близким, чувства привязанности к своей семье; соблюдение традиций и обычаев, знание и уважение истории, быта казахского народа; расширение представления о том, что Казахстан наш общий дом, а так же уважение традиций, культуры других народов; формирование интереса к различным видам труда и творчества; воспитание основам безопасного поведения в быту, обществе и природе.

Организованная учебная деятельность в образовательной области "Социум":

  • самопознание;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • основы экологии.

Отслеживание уровня воспитания и обучения детей осуществляется на основе мониторинга достижений ребенка в соответствии с возрастом ребенка:

  • 1-уровень – ребенок воспроизводит те или иные действие и знания;
  • 2-уровень – ребенок понимает, что делает, владеет определенным запасом знаний;
  • 3-уровень – ребенок применяет то, что он знает и умеет, самостоятельно и творчески использует знания.

Индикаторы, как показатели, обеспечивают мониторинг развития ребенка и являются основой планирования его индивидуального развития.

Во исполнение поручений Елбасы Н. Назарбаева в Посланиях народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года и «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» от 5 октября 2018 года в основными задачами являются повышение качества дошкольного воспитания и обучения и формирование социальных навыков детей раннего возраста в воспитательно-образовательном процессе дошкольных организаций.

В условиях обновленного содержания образования в Стандарт внесены изменения и дополнения в части включения в возрастную периодизацию период от рождения до 1 года.

Возрастная периодизация и возрастные группы:

1) ясельный возраст – 0-3 лет:

  • младенческий возраст – от рождения;
  • ранний возраст – от 1 года (группа раннего возраста);
  • младший возраст – от 2 –х лет (младшая группа).

2) дошкольный возраст – 3-6 лет:

  • средний дошкольный возраст– от 3 –х лет (средняя группа);
  • старший дошкольный возраст – от 4-х лет (старшая группа);
  • предшкольный возраст (предшкольные группы, классы) – от 5-ти лет.

В соответствии со Стандартом разработана «Программа для раннего развития детей, развивающих социальные навыки и навыки самообучения» (приказ МОН РК № 668 от 5 декабря 2018 года). Эта программа является инструментом педагогов и родителей по социализации детей раннего возраста.

Содержание Программы направлено на реализацию задач социализации детей от рождения и до трех лет, развитие у них социальных навыков и навыков самообучения, необходимых для успешного, уверенного и позитивного будущего школьника, в совместной деятельности педагога и родителей, обеспечивает формирование социальных навыков у детей по взаимодействию, адаптации, становлению ребенка как личности, гуманного отношения к окружающему (к семье, социуму, природе), основам безопасного поведения, акцентировано внимание на ведущую роль педагога в дошкольной организации, родителя – в семье и дошкольной организации.

В Программу включены основные этапы психосоциального развития личности ребенка от рождения и до 3-х лет, представлены ожидаемые результаты по образовательным областям, которые должны быть сформированы в результате освоения содержания программы.

Система оценивания даст возможность, используя критерии (воспроизводит ребенок те или иные действия, понимает, что он делает и применяет самостоятельно то, что он умеет), оценить уровни социальной готовности, лидерства, толерантности, самообучаемости детей и планировать работу по корректировке их развития.

Программа разработана как дополнительная программа к Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения и является инструментом для социализации детей раннего возраста как для педагогов, так и для родителей.

Кроме того, для успешного обучения детей государственному языку в Типовые учебные планы дошкольного воспитания и обучения внесены изменения и дополнение по увеличению на 1 час изучения казахского языка в старших группах за счет вариативного компонента (приказом МОН РК от 10 октября 2018 года № 556).

Также в воспитательно-образовательном процессе дошкольных организаций применяются классические и современные технологии воспитания и обучения детей (методики М. Монтессори, Ф. Фребеля, Вальдорфская педагогика, система Н. Зайцева, методика В. Воскобовича и др.) (мультимедийные, анимационные, развивающие игры и др.).

Последнее изменение: 05.04.2020